Гуманитарные науки. Их состоятельность.

Январь 21, 2014 – 09:55
Психологическая помощь в Вышнем Волочке. | ВКонтакте

Мистер Ричард Докинз (тот самый, что выступает против религии, но за науку) стоит в жесткой конфронтации к релятивизму: другими словами выступает против той идеи, что вещи непознаваемы, все относительно, а каждое мнение имеет право на существование.
Методы науки, конечно, впечатляющие. Наука достаточно точно доказывает и показывает, как устроен мир. И, что самое замечательное, любой опыт науки повторим. Можно сказать, что это одно из главных условий науки - чтобы эксперименты могли быть подтверждены кем угодно. Если завтра я посмотрю в достаточно мощный телескоп, я увижу те звезды и те планеты, о которых сегодня можно прочитать в учебнике астрономии. Это успокаивает, дает надежду того, что в принципе, можно объективно ощущать мир, сходиться в общем мнении по поводу тех или иных процессов.
Мир субъективный же, напротив, не познаваем (кажется) в принципе. Какие бы уникальные и серьезные исследования мы не брали в гуманитарной области - все это лишь частности или обобщения. Причем с нехилыми такими отклонениями. Даже полностью повторив эксперимент (взяв тех же людей, в тех же помещениях), можно получить иной результат.

Но люди упорно пытаются вывести какие-то законы, выстроить систему правил. Упорядочить /не узнать, а именно упорядочить/ внутренние процессы человеческой психики. Это касается чего угодно: кого и в каких количествах человек должен любить, как должны выстраиваться отношения между хорошими родителями и ребенком, что ребенок должен знать/уметь/владеть к 12, 15, 18 годам. Как и почему человек должен работать, чем должен мотивироваться. Как относиться к окружающим, кому помогать и кого, наоборот, гнать и осуждать. С кем жить, о чем мечтать ("мне 4-ую ступень пирамиды Маслоу, пожалуйста")
Конечно же в каждой конкретной жизни все эти правила (к черту!) нарушаются, у кого то сильнее, у кого-то (повезло его типу психики) слабее. И (часто кажущееся) несоответствие правилам становится бичом человеческим, руководством к дальнейшей жизни на долгие годы.
- Я неуверен: я должен стать смелым и активным.
- Я одинок: я должен быть общительным и встречаться с людьми.
- Я ленив и глуп: я должен стать дико работоспособным, много знать и уметь.

Применение методов традиционной науки к человеку неукоснительно повышает его собственную тревожность. Кажется, что единственным ходом гуманитарных наук должно стать собирательство и каталогизация прецедентов: мол, и так бывает. Любые правила и законы тут немыслимы и никогда не могут быть выведены. Любое правило станет препятствием на пути развития новых форм взаимоотношений и мыслеощущений. Может быть несколько веков спустя возможным станет увидеть какие-нибудь тенденции. И то они будут касаться процессов изменения и реструктуризации, а не описывать общие законы психики. А пока сейчас мы вечно разрываемся между желанием сохранять "традиции" (т.е. правила, которые нам подходят) и желанием не следовать "предрассудкам" (т.е. правилам, которые нам не подходят).

Источник: janey-rain.livejournal.com

Этические твердыни эксплуататорского хозяйства  — Интернет-журнал Рабкор.ру
Апологеты олигархии постараются снарядить рабочего на психический поиск счастья, этого философского камня капиталистической культуры, будут с научной помпой утверждать, что привилегированные — самые умные и способные их всех людей, а эксплуататорский строй — самый гуманный и, разумеется ..


Похожие страницы:

  1. История это Гуманитарная Наука
  2. Философия это Гуманитарная Наука
  3. Психология Гуманитарная Наука
  4. Биология это Гуманитарная Наука